Нормативные документы:
1. Конвенция о правах ребенка
2. Конституция Российской Федерации
3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
4. Уголовный кодекс Российской Федерации
5. Федеральный закон Российской Федерации от 24. Июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 27 июня 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»
7. Федеральный закон от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию»
8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
9. Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
10.Федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 2016г. №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»
11.Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации»
12.Распоряжение правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. №2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»
13.Распоряжение правительства Российской Федерации от 22 марта 2017г. №520-р «Об утверждении концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в период до 2020 года»
14.Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года №690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
15.Распоряжение правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года»
Ведомственные и инструктивные документы:
1. Приказ Минкомсвязи России от 10 апреля 2013 года №81 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию»
2. Письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2014 г. №ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» (вместе с «Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и развитию детей, а также несоответствующей задачам образования»).
3. Приказ Минкомсвязи России от 16 июня 2014 года №161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
4. Письмо Минобрнауки России от 26 октября 2011 г. №2537 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011-2015 годы»
5. Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
6. Письмо Минобрнауки России от 18 января 2016 г. №07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида»
7. Письмо Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. №07-7453 «О направлении методических рекомендаций по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность».
Об усилении мер по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся, родителелй (законных представителелй), педагогов Скачать
Социально-психологическая служба в лицее создана для психолого-педагогического обеспечения деятельности, направленной на сопровождение развития учащихся и учебного процесса в целом в лицее; оказания консультативной помощи всем участникам образовательного процесса: администрации, педагогам, учащимся, родителям; проведения диагностики и коррекции развития.
Социально-психологическая служба предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально- психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится профилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
Основное назначение службы - это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
Социально-психологическая служба является структурным подразделением лицея и нацелена на:
Специалисты социально-психологической службы 2019-2020 учебный год:
Основные задачи работы службы
Основной целью работы социально-психологической службы лицея является сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся в процессе воспитания и обучения в лицее, содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
Задачами социально-психологической службы являются:
Функции службы:
Методические пособия для педагогических работников:
Положения социально-психологической службы
Успешная профессиональная деятельность педагога напрямую связана с эмоциональной устойчивостью. Ее повышению способствует высокий уровень эмоциональной культуры, включающий эмоциональную гибкость (спосмобность понимать чувства другого и выражать свои). Таким образом, речь идет об эмпатии и экспрессивности. Эмоционально пассивный (выгоревший) педагог характеризуется отсутствием яркой эмоциональности, выраженной в речи, мимике. Он часто невольно провоцирует детей на конфликты.
Экспрессивность – умение «оживлять» подлинные эмоции. Выражается в проявлении нестандартности инициативности, способности легко устанавливать эмоциональный контакт, улавливать изменения в ситуации и соответственно менять стратегию педагогического воздействия.
Другая составляющая эмоциональной гибкости – эмпатия. Она включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, активное, помогающее поведение.
Позитивное, эмпатийное отношение педагога к ребенку и экспрессивное его проявление приводит к повышению самооценки обучающегося, снижает конфликтность в поведении детей, уменьшает количество стрессовых состояний в процессе педагогического воздействия
В рамках плана мероприятий социально-психологической службы для педагогического коллектива проводятся тренинги по саморегуляции эмоционального состояния для профилактики профессионального выгорания.
Информация для родителей на тему «Безопасный интернет для детей» в рамках краевой акции «Блогерский ликбез»
Наши краткие рекомендации помогут вам обеспечить безопасность членов вашей семьи в Интернете, даже если вам вечно не хватает времени.
1. Поговорите с ребенком о безопасности в Интернете. Объясните основные правила, возможности различных технологий и последствия нарушений. Самое главное: убедите ребенка, что в любой непонятной или пугающей ситуации ему следует обращаться к родителям, чтобы найти безопасное решение.
2. Используйте компьютер и смартфон вместе с детьми. Это хороший способ научить их правилам безопасности в Интернете. При этом дети поймут, что решать возможные проблемы лучше всего вместе.
3. Расскажите детям больше о сайтах и сервисах в Интернете . Поговорите о том, что их интересует в Интернете и какие страницы им можно посещать.
4. Безопасные пароли. Помогите своей семье приобрести правильные привычки в отношении паролей. Расскажите об их использовании. Напомните, что пароли никому нельзя передавать, за исключением лиц, которым можно доверять, например, родителям. Убедитесь, что у детей вошло в привычку выходить из своих аккаунтов, когда они используют общественные компьютеры в школе, кафе или библиотеке.
5. Используйте настройки конфиденциальности и управления доступом . В Интернете немало сайтов, на которых можно публиковать свои комментарии, фото и видео, рассказывать о том, что с вами произошло, как вы живете и т. д. Обычно такие сервисы позволяют определить уровень доступа к вашей информации ещё до ее публикации. Поговорите с членами своей семьи и определите, о чем не следует рассказывать всем. Научите детей уважать конфиденциальность друзей и родных.
6. Проверьте возрастные ограничения. Многие онлайн-сервисы, в том числе Google, предоставляют доступ ко всем функциям только совершеннолетним. А создавать аккаунты Google могут только пользователи не моложе 13 лет. Прежде чем ваш ребенок зарегистрируется на том или ином сайте, самостоятельно проверяйте условия его использования и соответствие материалов правилам, принятым в вашей семье.
7. Научите детей ответственному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в личном общении, не стоит отправлять ему по SMS, электронной почте, в чате или комментариях на его странице. Поговорите с детьми о том, как другие могут воспринимать их слова, и разработайте для своей семьи правила общения.
8. Посоветуйтесь с другими взрослыми. Привлеките к обсуждению этой темы друзей, родственников и педагогов. Другие родители и специалисты по работе с детьми могут оказать вам неоценимую помощь в том, как научить детей и родственников правильному использованию самых разных информационных технологий.
9. Защитите свой компьютер и личные данные. Используйте антивирусное программное обеспечение и регулярно его обновляйте. Поговорите со своей семьей о типах личной информации – например, номер социального страхования, номер телефона или домашний адрес – эти данные не должны быть размещены в Интернете. Научите свою семью не принимать файлы или открывать вложения в электронной почте от неизвестных людей.
10. Не останавливайтесь на достигнутом. Безопасность в Интернете требует постоянного внимания, поскольку технологии непрерывно совершенствуются. Старайтесь всё время держать руку на пульсе. Пересматривайте правила пользования Интернетом в семье, следите за тем, как ваши близкие осваивают новые технологии, и время от времени давайте им советы.
Социальные видеоролики
Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае:
Официальный электронный адрес Уполномоченного по правам ребенка
в Ставропольском крае: pr_adamenko@stavkray.ru
Детский телефон доверия с единым общероссийским телефонным номером 8-800-2000-122
(8652) 56-04-53 или (8652) 56-04-53
(КРУГЛОСУТОЧНО)
Позвоните если:
Уполномоченный по правам ребенка МБОУ лицея №35
Шеина Светлана Евгеньевна
(Тел.: 8-963-385-01-60)
Деятельность уполномоченного по правам ребенка направлена на защиту прав и законных интересов ребенка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав детей в рамках действующего законодательства. В своей деятельности лицейский уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края, общепризнанными принципами и нормами международного права, защищающими права и интересы ребенка, Уставом лицея.
Основными целями деятельности лицейского уполномоченного являются:
Основными задачами лицейского уполномоченного являются:
Лицейский уполномоченный рассматривает обращения обучающихся, но может принимать обращения и других участников образовательного процесса (учителей, родителей, законных представителей обучающихся), касающиеся нарушения прав и свобод несовершеннолетних.
Не подлежат рассмотрению лицейским уполномоченным обращения (заявления), связанные с:
Обращение должно быть подано лицейскому уполномоченному не позднее одного месяца со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об этом. Заявление может подаваться как в письменной, так и в устной форме.
В процессе своей деятельности уполномоченный взаимодействует с Уполномоченным по правам ребенка в Ставропольском крае, органами управления в сфере образования, органами опеки и попечительства, администрацией учреждения, педагогическим коллективом и социально-педагогической службой учреждения, органами самоуправления учреждения, учреждениями социальной защиты населения, правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов, правозащитными и общественными организациями.
Согласно статье 14.1 «Федерального закона №124 ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. в целях содействия физическому, психическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни в лицее созданы благоприятные условия для формирования личности ребенка.
Последние документы:
В структурном подразделении социально-психологической службы для учащихся и их родителей работает педагог-психолог, который осуществляет психологическую поддержку по следующим направлениям:
Ниже Вы можете скачать и ознакомиться с материалами о прафилактике зависимостей подростков, получить рекомендации по подготовке к ЕГЭ и т.д.:
Материалы для скачивания:
Это важно знать каждому родителю подростка
Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в свою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как ключевым аспектом этой проблемы являются эмоциональные расстройства.
Для понимания подростковой депрессии важно окружение, в котором формируется личность, поскольку оно влияет на характер восприятия жизни (склонность преувеличивать или преуменьшать переживания), систему ценностей и собственный взгляд на мир.
Роль подростка в семье, семейная система ценностей, ожидания, шаблоны общения и решения проблем имеют принципиальное значение для формирования собственной ценности и способа восприятия мира. Депрессивная модель мира часто формируется на основе семейных ценностей.
Непонимание между родителями и детьми ведет к депрессивности обеих сторон, но в большей степени депрессивность проявляется на младшем поколении. Это объясняется тем, что родители — сформировавшиеся личности с устойчивой психикой, в отличие от ребенка, в котором через край бьет юношеский максимализм.
Для юношей значимой является враждебность в отношении родителей к подростку. С депрессивностью юношей явно связана и директивность отца.
Для девушек же наиболее существенной оказывается непоследовательность линий воспитания, проводимых матерью.
Что же такое депрессия?
Утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние. Все это можно назвать одним словом — депрессия.
Депрессивный синдром у детей протекает так же, как и у взрослых. Превалирует либо дисфорическое настроение (обычно депрессивное), либо потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие. Для постановки диагноза должны присутствовать дополнительные признаки депрессивного эпизода, и симптомы должны проявляться почти каждый день не менее чем в течение двух недель.
Часто отмечаются: потеря аппетита, изменение веса тела, усталость. У ребенка изменяется потребность в сне: возникают бессонница либо сонливость. Также возможно изменение психомоторной активности. Ребенок может жаловаться на трудности концентрации, испытывать чувство никчемности и вины (часто нереальной). Это иногда сочетается с навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками.
Другими критериями депрессии являются: социальная замкнутость, снижение успеваемости, изменение отношения к школе, агрессия, соматические жалобы, мания преследования.
Депрессия у детей может маскироваться такими симптомами, как нарушение поведения, гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе, соматические симптомы. Для подростков характерны беспокойство, брюзгливость, негативистское, антисоциальное или агрессивное поведение. Подросток может стать угрюмым или избегать контактов в семье или в других сферах жизни. Подросток в таком состоянии подвержен алкоголизму, токсикомании. Он перестает интересоваться своей внешностью и успеваемостью в школе.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: именно депрессивное состояние подростка может повлечь за собой серьезные, опасные и непоправимые последствия.
В рамках кризиса периода взросления подростки жалуются на депрессивное состояние, вызванное тем, что их никто не понимает, что они одиноки, не нашли своего места в жизни, не заслуживают уважения, не имеют собственного Я и пр.
При сгущении симптомов всё это ведет к проявлениям сильных депрессивных состояний. По данным Х. Ремшмидта, осложненное и бурное протекание процесса взросления в форме кризисов наблюдается у 20% подросткового населения. Следовательно, опасность возникновения суицида у этой части подростков необходимо постоянно иметь в виду.
Считается, что суицидом подросток пытается изменить свои обстоятельства:
Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния.
Именно у подростков суицидальное поведение может стать подражательным, так как они копируют образцы поведения, которые видят вокруг себя, которые им предлагают СМИ, интернет, соцсети. Особенно характерна подражательность для незрелых, внушаемых субъектов.
Профилактика юношеских депрессий , по мнению И.С. Кона, заключается не в избегании конфликтных ситуаций — это просто невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Тем не менее все это смертельно серьезно и требует чуткости и внимания учителей, родителей и психологов, а раннее распознавание симптомов депрессии — важный фактор предупреждения непоправимых последствий.
Заметив признаки депрессии у подростка, родителям необходимо обратиться к специалистам (психологам) для проведения индивидуальной работы с ним.
Родителей должны насторожить словесные заявления подростка: «ненавижу жизнь»; «всем будет лучше без меня»; «мне нечего ждать от жизни»; «они пожалеют о том, что они мне сделали»; «не могу этого вынести»; «я стал обузой для всех»; «я покончу с собой»; «никому я не нужен»; «это выше моих сил».
Исключительно ответственным этапом профилактики депрессивных состояний выступает помощь подростку со стороны эмоционально близких и значимых лиц. Стремясь оказать подростку первичную психологическую помощь, важно соблюдать следующие правила:
Правила проведения профилактической беседы с подростком
Главным в преодолении кризисного состояния подростка является индивидуальная профилактическая беседа с ним. Следует принять во внимание следующее:
Рекомендации по проведению беседы:
Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком
Если вы слышите |
Обязательно скажите |
Никогда не говорите |
|
1 |
«Ненавижу учебу, класс...» |
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?» |
«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!» |
2 |
«Все кажется таким безнадежным...» |
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь» |
«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе» |
3 |
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит» |
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом» |
4 |
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать» |
«Кто же может понять молодежь в наши дни?» |
5 |
«Я совершил ужасный поступок...» |
«Давай сядем и поговорим об этом» |
«Что посеешь, то и пожнешь!» |
6 |
«А если у меня не получится?» |
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное» |
«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!» |
В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать подростку, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
В заключение напомним, что профессионалы в области психического здоровья основали телефонную линию доверия для людей, находящихся в бедственном положении.
На прямом проводе круглосуточно дежурят психиатры или специальным образом подготовленные люди, которые внимательно выслушивают отчаявшихся и объясняют последним, как можно получить профессиональную помощь. Исследования показали, что достаточно много людей просто не пользуются этой службой, вообще не знают о ее существовании.
Единый общероссийский номер Детского Телефона доверия – 8-800-200-01-22
А также родители и учащиеся МБОУ лицей №35 могут обращаться за психологической помощью, в социально-психологическую службу лицея.
Алгоритм включения Интернет-ресурсов в »Единый реестр доменных имен содержащих запрещенную информацию, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию распространение которой в Российской Федерации запрещено»
Методические рекомендации по заполнению формы сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации